Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

Илья РЕЗНИК: «РЕВНОСТЬ – ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧЕРТА, СОПУТСТВУЮЩАЯ ТВОРЧЕСТВУ!»

Поэт Илья Резник не нуждается в отдельном представлении. Сегодня для читателей «Европейца» он раскрывает некоторые тайны своего многогранного таланта.

— Уважаемый Илья Рахмиэлевич, я знаю, что у вас актерское образование, но так получилось, что вы совсем недолго проработали в театре, а затем посвятили свою жизнь поэтическому жанру. Почему вы стали поэтом?
reznik_3— Это был очень длительный переходный период. В 1962 году я окончил Ленинградский театральный институт, потом семь лет работал в театре имени Комиссаржевской. Я не был ведущим артистом, но являлся крепким, хорошим актером, и там, кстати, уже начал писать стихи для пьес Нодара Думбадзе. Еще я сочинял тексты для пародиста Вити Чистякова, недавно о нем показывали документальный фильм. Затем в 1969 году вышла моя детская книга «Тяпа не хочет быть клоуном» 100-тысячным тиражом, а в 1972 году я ушел из театра, когда понял, что мне уже скучно на сцене, и надо заниматься другой деятельностью...
— Когда состоялось ваше знакомство с Аллой Пугачевой?
— Это довольно известная и много раз описанная история: в 1972 году я, автор нескольких песен, пришел к ней на концерт. Алла тогда была начинающей певицей в оркестре Лундстрема, и я ей дал песню «Посидим-поокаем», а в 1974 году Пугачева ее спела на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стала его лауреатом. Долгое время Алла называла эту песню своей визитной карточкой, а позднее появился «Арлекино»...
— Кроме Аллы Борисовны, вы так же сотрудничаете и с другими исполнителями, например, все помнят «Маленькую страну» Игоря Николаева в исполнении Наташи Королевой. Существует ли у артистов ревность к коллегам?

reznik— У всех творческих людей есть ревность: у художников – к художникам, у писателей – к писателям, это – неотъемлемая черта, сопутствующая творчеству, поэтому есть ревность, есть зависть, что ты, к сожаленью, не такой талантливый, как другие или наоборот, – радость, что ты талантливее бездарности. Все равно у нас – тех, кто пишет, есть такое соревнование, но к этому надо относиться философски. Вот и все!
— Существует дружба у коллег по цеху, например, у поэтов-песенников, или каждый из вас – сам по себе?
— Я – поэт-песенник только на восьмую часть, потому что у меня сейчас выходит четырехтомник, и все песни занимают третью часть одного тома. Там у меня детские произведения, проза, сонеты, молитвы и пр., так что я – поэт и писатель! А что касается дружбы... Дружба бывает творческой, когда рождаешь с композитором какое-то действо. Вот мы дружили с Раймондом Паулсом в течение 5–6 лет, когда мы написали совместно несколько песен, а потом у нас остались приятельские отношения. У меня – другие любови, у него – другие исполнители и новые соавторы, у меня – тоже новые исполнители и соавторы. Так это и происходит – связи мигрируют и перерастают в союзики и союзы...
— Вы можете более подробно рассказать о вашем новом четырехтомнике?
— В него войдет много неопубликованных сочинений, а также много новых стихотворений и песен, молитв, сонетов, эпиграмм, лирических посвящений, там будет и проза – биографические воспоминания о Пугачевой, а один большой том будет посвящен детскому творчеству, половина его была опубликована («Король Артур», «Почему на синем небе золотые облака?», «Непоседа по имени Лука»), а вторая – нет. Это будет очень мощный четырехтомник.
— Вы провели четкую грань между просто поэтом и поэтом-песенником. Мне кажется, это действительно разные вещи. Надо четко понимать, что поэт, пишущий стихи, и поэт-песенник очень отличаются друг от друга. А почему, по-вашему, композиторы редко берут готовые стихи и пишут на них мелодии?
— Это не совсем так: на готовые стихи тоже пишутся песни. Например, Максим Дунаевский написал для Коли Караченцова песни на мои уже написанные стихи – «Моя маленькая леди» и другие песни. Это – разные пути создания. Есть композиторы, такие, например, как Паулс, которые не умеют писать на стихи. Я писал стихи на его музыку, это технология, которая постоянно меняется. Дело в том, что песенное ремесло очень тяжелое, я сейчас говорю о настоящих Творцах, а не о халтурщиках. Когда ты поэт и просто пишешь стихи, то ты свободен в теме, в ритме, образах, в поэтических размерах, так как сам выбираешь, а когда пишешь песню, то ты – пленник композитора, исполнителя, его голосовой амплитуды, аранжировки. Это более сложная технология, чем сочинение стихов, – они рождаются сразу, легко, свободно, а песни – более трудный жанр.
— Просто иногда получаются очень корявые тексты, когда берутся готовые мелодии и на них пишется т.н. «рыба» («Рыба» – жаргонное название текста, используемого в качестве заготовки. В сочинении песен — набор слов или слогов («ла-ла») в нужном размере, заменяющий текст, если сначала пишется музыка. Прим. автора).
— Все дело в таланте, а не в «рыбе»! Я даже написал текст на музыку Петра Чайковского «Там, в синих небесах» («Молитва»), ее поет Тамара Гвердцители или Иосиф Кобзон на мой текст поет песню «Мой путь» из репертуара великого американского певца Фрэнка Синатры, так что все дело в талантливости автора, а не в технологии написания текста на уже готовую мелодию...
— Вы несколько раз были в жюри телевизионной программы «Две звезды». Какое впечатление произвел на вас этот проект изнутри?
reznik_2— Я хочу отметить, что это – замечательный и очень интересный проект, где драматические артисты (и в то же время и вокалисты) раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Певцы, которых мы знаем всего по нескольким песням, здесь имеют возможность спеть за время проекта 12–15 песен и так раскрыться! Я могу назвать Дмитрия Дюжева, Евгения Дятлова и Диану Арбенину – появляются замечательные ребята! Хороший мальчик – Марк Тишман. Это – творческий проект, где поют живьем, поэтому никакого обмана нет, а судейство очень честное, и от этого просто получаешь удовольствие! А как ведущие мне больше всего понравились Алла Пугачева и Максим Галкин!
— Большое спасибо, Илья Рахмиэлевич, за этот интересный разговор!

Беседовал Евгений Кудряц

Краткая биография:

Илья Резник родился 4 апреля 1938 года в Ленинграде. Первая супруга — Регина. ВтораяМунира. Третья — Ирина.

Сыновья: Максим, журналист, генеральный директор «Динамо-медиа», руководитель пресс-службы общества «Динамо»; Евгений, студент 2-го курса Московской юридической академии; Артур, школьник. Дочь Алиса, студентка факультета искусствоведения Берлинского университета. Внебрачный сын Евгений (род. 1981), живёт в Одессе, внебрачная дочь Елена (род. 1976), живёт в Москве.

С 1965 года Резник работает в труппе Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Ему достаются роли большие и маленькие, интересные и не очень. Весь период студенчества и первые годы в театре — это постоянная работа над словом, написание песен к студенческим и театральным спектаклям, написание реприз, участие во всех театральных капустниках. Это постоянный поиск себя, неудовлетворенность достигнутым...

А потом была песня «Золушка» — первая песня Ильи Резника, ставшая известной в исполнении Людмилы Сенчиной. Облетев всю страну, она принесла поэту всесоюзную популярность и решила его дальнейшую судьбу. В 1972 году, почувствовав в себе силы, призвание и востребованность, Илья Резник уходит из театра и начинает профессионально заниматься песенной поэзией.

В 1975 году к Илье Резнику приходит первый международный успех. Ему присуждается премия «Золотая лира» на конкурсе песни «Братиславская лира» (Чехословакия) за песню «Яблони в цвету» на музыку Е. Мартынова в исполнении композитора. Советская песня впервые удостоена столь высокой оценки.

В следующем году — новые награды: за песню «Элегия» на музыку В. Фельцмана в исполнении А. Градского поэт удостоен премии «Серебряная лира», а за песню «Мольба» на стихи И. Резника и музыку А. Журбина певица Ирина Понаровская удостаивается Гран-при на песенном конкурсе в Сопоте.

Так, шаг за шагом, год за годом поэт поднимался к вершинам мастерства и популярности. В отечественной эстраде нет, пожалуй, ни одного серьезного исполнителя, в репертуаре которого не было бы песен на стихи Ильи Резника. Его творчество — это целая песенная эпоха конца XX века. Достаточно назвать основные песни, ставшие хитами: «Золушка», «Яблони в цвету», «Маэстро», Еще не вечер", «Старинные часы», «Звездное лето», «Журавлик», «Чарли», «Эдит Пиаф», «Вероока», «Без меня тебе, любимый мой...», «Возвращение», «Кабриолет», «Карлсон», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Служить России», «Тревожный вальс», «Моя армия»...

Особняком в творческой биографии Ильи Резника стоит его многолетнее сотрудничество с Аллой Пугачевой. Начавшееся в 1979 году оно продолжается и поныне. В 1980 году поэт написал песни для авторской программы «Монологи певицы», которая принесла ей оглушительную популярность. Это — «Маэстро», «Старинные часы», «Возвращение», «Тревожный путь» и др. Илья Резник был также автором сценария к фильму «Пришла и говорю» (1984), в котором в главной роли снялась А. Пугачева.

В 1986 году началась совместная работа с композитором Раймондом Паулсом над созданием программы для Лаймы Вайкуле. Наибольшую популярность приобрели песни: «Вернисаж», «Еще не вечер», «Скрипач на крыше», «Чарли», «Я за тебя молюсь» и др.

В 1984 году И. Резник и композитор Р. Паулс выступают инициаторами проведения ежегодных конкурсов молодых исполнителей в Юрмале.

Песенное творчество Ильи Резника получило заслуженное признание не только в стране, но и за рубежом. Об этом, помимо упомянутых, свидетельствуют премии: «Бронзовая лира» (1977, за песню «Пой, земля» на музыку А. Кальварского в исполнении А. Троицкого), «Золотая лира» (1986, за песню «Вернисаж» на музыку Р. Паулса в исполнении Л. Вайкуле), Гран-при на международном конкурсе «Орфей» (1990, за песню «Эдит Пиаф» в исполнении Т. Гвердцители), Национальная российская музыкальная премия «Овация» (1995), литературная премия имени Р. Рождественского (1996) за лучшие достижения в области песенной поэзии, а также премия русского телевидения «Золотая звезда» в Калифорнии (1996). 22 раза поэт становился лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

Помимо песен поэт написал множество стихов, несколько сценариев, пьесы.

В 1978 году в Москве на сцене Театра киноактера состоялась премьера его оперы-мистерии «Черная уздечка на белой кобылице» (музыка и постановка Ю. Шерлинга). В 1980 году он написал сценарий «Москва олимпийская» для Ленинградского мюзик-холла (режиссер И. Рахлин). В 2001 году с большим успехом прошла премьера сказки-мюзикла «Маленькая страна» на Большой спортивной арене Дворца спорта «Лужники».

В 1991 году Илья Резник создал свой театр, первой премьерой которого был музыкальный спектакль «Игра в Распутина, или Ностальгия по России» в ГЦКЗ «Россия». В 1992–1994 годах Театр Ильи Резника с успехом гастролировал в США. В России же традиционными стали авторские Вернисажи Ильи Резника на сцене ГЦКЗ «Россия».

Еще в 1969 году в Риге вышла первая книга поэта для детей «Тяпа не хочет быть клоуном». Стихи и сказки, веселые небылицы и поучительные истории, очень музыкальные по ритмике, наполнены мягким юмором, любовью и нежностью к юным читателям. Причем все эти произведения написаны в лучших традициях русской детской классической литературы. В последние годы увидели свет 5 книг из серии «Кукушечка», а также книги «Непоседа по имени Лука», «Король Артур», «Почему на синем небе золотые облака?», сборник стихов и сказок «Вот!». В серии «Маленькая страна» вышли книжки «Лесные сказки», «Корова из Комарово», «Разноцветный алфавит», «Наша Дуняша», «Кашалотик-кашалот».

Давая оценку творчеству Ильи Резника, Сергей Михалков — классик детской литературы — сказал: «Если бы меня попросили назвать имена поэтов, чье творчество органически связано с музыкой и в то же время может существовать отдельно, я бы назвал только три имени: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Илья Резник».

В 1999 году И.Р. Резник становится членом Союза писателей Москвы. Он является автором книг: «Монологи певицы», «Двое над городом», «Избранное», «Жизнь моя — карнавал», «Алла Пугачева и другие», «Мужик». В 2000 году Илья Резник открыл собственное издательство — «Библиотека Ильи Резника».

И.Р. Резник — Заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер ордена Почета, член Совета директоров телеканала ОРТ, действительный член Академии социальных наук, член общественного Совета по правам ребенка, возглавляемого супругой Президента РФ Л.А. Путиной. В 1998 году на Площади Звезд у ГЦКЗ «Россия» за выдающийся вклад в отечественную культуру заложена именная плита-звезда Ильи Резника. Решением американского астрономического общества «International Star Registry» его именем названа звезда в созвездии Орион.

Илья Рахмиэлевич не привык болеть и отдыхать. Самым отвратительным из человеческих чувств считает зависть, а самым привлекательным — порядочность.

Он любит литературу, музыку, театр, кино. Из русских классиков особенно ценит поэтов А. Пушкина и А. Блока, писателя А.П. Чехова, композитора С. Рахманинова. Является поклонником певицы Марии Каллас. Увлекается бильярдом и игрой в нарды.

Живет и работает в Москве.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Илья РЕЗНИК: «РЕВНОСТЬ – ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧЕРТА, СОПУТСТВУЮЩАЯ ТВОРЧЕСТВУ!»7.0107

Один комментарий

  1. Валерий:

    Уважаемый, Илья Рахмиэлиевич! Я поклонник вашего творчества . В передаче «день

    В.Высоцкого» Вы прочли ваши замечательные стихи о В.Высоцком. Можно ли их найти в Интернете и по какому адресу?

    Валерий

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...

Прокомментировать Валерий