Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

«Неправильный» литовец Йонас Вайткус

Руководить русским театром в современной Литве коренному литовцу — для этого требуется личное и профессиональное мужество. Его Йонасу не занимать. Спасибо проекту «Театральный Дивертисмент», который поставил своей задачей знакомить русскоязычный Израиль с лучшими спектаклями театров бывшего СССР на русском языке. К нам в Израиль приезжает «шедевр „в квадрате“ — спектакль «Сволочная любовь» по культовой книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» одного из лучших театров Европы — Русского Драматического театра Литвы под руководством Йонаса Вайткуса.

Руководить русским театром в современной Литве коренному литовцу — для этого требуется личное и профессиональное мужество. Его Йонасу не занимать. С того времени, как он решил стать режиссером – а это было еще в Советской Литве, и профессия режиссера считалась идеологической, и поэтому всем будущим литовским режиссером надо было ехать учиться в Россию, и до последнего дня, когда он возглавил Русский драматический театр в Вильнюсе, — вся его творческая жизнь – это преодоление. Спектакль «Сволочная любовь» поставил его ученик.

— Йонас, спектакль «Сволочная любовь» поставил ваш ученик Агнюс Янкявичюс. Какое чувство вы испытали, когда увидели готовый спектакль?

Jonas_V— Через некоторое время после того, как Агнюс начал работу над этим спектаклем, я увидел его визуальное решение, сценографию и идею, и понял, что спектакль состоится. И когда я увидел готовый спектакль, то очень обрадовался, потому что опасался, что он будет более грубым и деструктивным. Я рад, что Ангюс вышел совсем в другие плоскости, пришел к примиренческому взаимодействию с первоисточником. Зритель не остается равнодушным к этому спектаклю. Это театральное прочтение дает иной ракурс и понимание литературы Павла Санаева.

— Как вы относитесь к книге «Похороните меня за плинтусом»?

— Как литература – это очень сильное произведение, — и сама история, и так, как она подана. Но вместе с тем она в какой-то мере опасна своей жестокостью, безвыходностью. Иногда нужно жестко оперировать, однако у меня было какое-то странное ощущение, что там слишком грубо и прямолинейно откровенничают.

— Как вы вообще восприняли желание вашего ученика поставить спектакль по книге «Похороните меня за плинтусом»?

— Литература может погубить, и по хорошей литературе может быть поставлен плохой спектакль или наоборот. Но уже в начале работы я увидел, что молодая группа полна энтузиазма, актеры прекрасно приняли Агнюса, безо всяких конфликтов! Для молодых актеров этот спектакль был очень важен.

— Успех книги обещает и театральную удачу – на спектакль гарантированно приходят читатели книги, а книга издается до сих пор фантастическими тиражами. Не слишком ли легко ставить пьесу при таких исходных условиях? Одно дело – пьеса неизвестного автора, другое дело — знаменитый первоисточник?

— Агнюс получил от автора разрешение на инсценировку, но сделал немало изменений, компенсировав это тем, что переводил какие-то вещи в визуальный ряд, в способ существования актеров, в сценический язык. Этот спектакль напряжённый, но в то же время имеет добрую ауру.

— Тема книги – «семейные скелеты в шкафу». Павел Санаев, автор книги, предельно откровенно, жестко и беспощадно рассказал о своем детстве и взаимоотношениях самых близких его родных – бабушки, мамы Елены Санаевой и отчима Ролана Быкова. Читать это невыносимо, но оторваться невозможно, а каково – ставить? На что вы советовали обратить внимание Агнюсу? Давали ли вы ему советы при постановке?

— Нет, я ему ничего не советовал!

— Вот что пишут в рецензиях: «Агнюс Янкявичюс по-своему увидел трагедию звездной семьи. Если книга Санаева беспощадна и безжалостна, то спектакль Вильнюсского театра, несмотря на все страдания, которые выпали долю главного героя и его близких, воспевает любовь. Не вывернутую на изнанку, эгоистичную, сволочную, — а настоящую, всепрощающую любовь близких людей. И когда закрывается занавес, и зрители покидают театр, то у них на глазах не только слезы горечи, но и слезы просветления, а в душе — надежда». Вы согласитесь с этой рецензией?

Jonas— С одной стороны — да, согласен, но с другой – в спектакле присуттсует ироничный взгляд на взрослых людей — на бабушку, на дедушку и на самого автора. Но спектакль не прямолинейный, а во многом зависит от актерской подачи.

— Роль бабушки играет молодая актриса. Чем это вызвано?

— Тем, что Инга Машкарина – очень сильная актриса.

— Русский Драматический театр Литвы – постоянный участник международных театральных фестивалей, на которых уже был показан и получил награды спектакль «Сволочная любовь». Кто выходит на сцену получать очередную награду? Как к достижениям вашего театра относятся в Литве?
 — В основном, премии получает «бабушка» и Агнюс – режиссер. Мы с этим спектаклем были в Одессе, в «Балтийском доме» в Санкт-Петербурге и в самой Литве. Исполнительница роли бабушки – Инга Машкарина — была заслуженно номинирована на «Золотой сценический крест».

— Существование театра на русском языке в современной Литве – это подвиг. А то, что им руководит коренной литовец Йонас Вайткус – подвиг вдвойне. Вам не приходится выслушивать определенные «комплименты» местных националистов по этому поводу?

— «Комплименты» были с обеих сторон: и с литовской, и с русской — думали, что я пришел в театр, чтоб его изменить и уничтожить. Это длилось почти полтора года. Но когда они увидели, что я набрал русскоязычный курс при Академии музыки и театра и стал приглашать других режиссеров, то русские успокоились. С литовской стороны, так как я был в загоне и всегда боролся с властями, подумали, что я задумал что-то другое! В театре мы начали делать переводы на литовский язык, в труппу пришли и литовские актеры и нам стало легче работать.

— Режиссерами рождаются или становятся? Как вы пришли в режиссуру?

— Режиссерами, конечно, рождаются, но потом становятся! Если им хочешь стать, то надо очень долго учиться и работать. А в режиссуру я пришел из-за того, что еще в школе понял, что мне хочется этим заниматься. Режиссер занимается всем: музыкой, театром, игрой, декорациями и костюмами. Может творить свой мир!

— В советские времена молодым талантливым людям из Прибалтики, мечтающим о режиссуре, надо было ехать учиться в Россию. Вы попали в один из лучших театральных вузов России – в ЛГИТМИК, к настоящему подвижнику – Зиновию Корогодскому. Как вы оцениваете свое образование? Вы помните заветы своего Мастера?

— Зиновий Яковлевич Корогодский – замечательный педагог, и я думаю, что он еще не оценен по достоинству. Я не только помню заветы своего Мастера, но и следую им. И внедряю что-то свое, потому что время вносит свои коррективы. Много работаю с молодыми людьми. У меня три курса – русский курс, курс артистов кино и магистранты – курс актерского мастерства на литовском языке.

— Что такое театр для вас?

— Это способ мышления и реализация своей позиции вместе с актерами через спектакли. Я считаю, что театр должен быть активным и опасным для любого правительства.

— В театр люди приходят, чтобы отвлечься от жестокой действительности, от повседневных забот и трудностей. У нас в Израиле очень напряженная жизнь, настоящая борьба за выживание. Для чего израильским зрителям смотреть «Сволочную любовь»?

Jonas_2— Я недавно был в Израиле на театральном фестивале и посмотрел около двенадцати спектаклей. Меня порадовало, что театр у вас очень посещаем – молодыми и взрослыми. Театр в Израиле любят — поэтому наш спектакль найдет своего зрителя, и будет очень хорошо им принят. А что я хочу пожелать? Я хочу, чтобы наша встреча с Израилем не закончилась этими гастролями, нам бы хотелось приехать и с другими спектаклями, и познакомить ваших зрителей с Русским театром Литвы. В Израиле много евреев, живших в Литве, у них остались корни и связи с Вильнюсом. Я бы пожелал им не утерять эту связь!

Авторы: Полина Лимперт, Евгений Кудряц

Оригинал

Это интервью на сайте  кино-театр.ру

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

»Неправильный" литовец Йонас Вайткус10.0101

Оставить комментарий или два