Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

Эдита Пьеха: «Я никогда не заигрывала с публикой!»

(Эксклюзивное интервью)

PiehaВаше имя окутано многим мифами и легендами. Одна из них гласит: Вы получили имя Эдита в честь французской певицы Эдит Пиаф. Это – правда или – выдумка журналистов?

Вы знаете, люди любят выдумывать, и у меня даже была такая песня: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!». Я родилась в очень бедной шахтёрской семье, это было на севере Франции.  Тогда дети, конечно, носили имя Эдит, но Пиаф в то время никто не знал. Про неё я впервые узнала только в 1965 году, когда оказалась на гастролях во Франции.

Но у Вас двойное имя: Edith-Marie, хотя об этом мало, кто знает…

Да, это произошло из-за того, что папа очень хотел назвать меня Эдит, это же – немецкое имя и французское, а папа был из горной Силезии, где немецкая речь считалась нормальной, и он помнил это имя. А бабушку звали Мария, и она ему сказала: «Ты назовёшь дочку – мою внучку – Марией. Мой отец пошёл в мэрию и назвал меня Edith-Marie.

Немногие знают, что в детстве Вы говорили на двух языках – французском  и немецком. Я так понимаю, что Вы его специально не учили?

В 1946 году мы приехали в Судеты – бывшие немецкие земли, которые достались Польше после войны, и там на улице я играла с немецкими детишками, а потом так распорядилась судьба, что я больше тридцати раз выступала в Германии: на телевидении, на радио,  с концертами и  в военных гарнизонах, ведь там стояли наши войска. Я перешла с немецким языком на «ты», начала очень неплохо разговаривать по-немецки. Я пела несколько песен на немецком языке, в том числе, и «Нашего соседа». Меня любили на германском телевидении, потому что у меня было хорошее произношение!

Вы владеете несколькими языками: немецким, французским, польским и русским.

Еще испанским!

После окончания лицея Вы поехали в Ленинград, потому что решили стать психологом. Чем был обусловлен такой выбор профессии?

Во-первых, я по образованию – учительница: я с отличием окончила педагогический лицей, и мне предложили продолжать учёбу в Советском Союзе. Во-вторых, я прошла все конкурсные отборы. А почему я выбрала психологию? Мне очень хотелось поглубже, пошире и подоскональнее узнать душу маленького человека – ребёнка, потому что я выросла в нелюбви: моего папу похоронили, когда мне было всего четыре года. Отчим – жестокий, деревенский человек. Мне хотелось изучать психологию и детскую душу, чтобы быть защитницей этих маленьких, бесправных детишек!

Известно, что в самом начале учёбы Вы не очень хорошо говорили по-русски и учили его, вооружившись «Капиталом» Маркса. Трудно было осваивать «великий и могучий»? Почему «Капитал» стал для Вас учебником русского языка?

— На первом курсе мы проходили такой предмет – «Политэкономия капитализма»,  и мне нужно было не только читать «Капитал» Маркса со словарём, но и конспектировать. На это ушло несколько месяцев,  я всё это конспектировала, и, тем самым, мой словарный запас обогатился! Это парадоксально, но факт!

Вы выступали в десятках стран мира, какая из стран поразила Вас больше всего и почему?

Я выступала в 30 странах, но Вы знаете, каждая страна привлекательна по-своему. Мою мамочку многое связывало с Германией: она родилась в Пруссии. Тогда Польши как таковой не было, и она ходила в немецкую школу. Когда я играл с немецкими детьми, она мне всё время говорила: Dass muss man sagen so!“  («Ты это должна сказать так»). – Ты хочешь попросить? Скажи – „Sagen Sie bitte schön“. Мама учила меня, и ей было приятно, что я потом ездила в Германию, пела песни по-немецки. Она говорила: «Это – моё детство!». Германия всегда была рядом, и немецкий язык – тоже!

В 1968 году на IX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии на конкурсе политической песни за песню «Огромное небо» Вы получили три золотых медали. Насколько можно было заранее рассчитывать на  такой фурор?

Вы знаете, меня обманули! Мне сказали, что предстоит очень важный концерт (почему-то – в 12 часов), и надо выступить и спеть несколько песен. Мне дали горячего чая, добавив туда грамм 10 коньячка – для храбрости – и говорят, чтоб я хорошо спела, так как это – очень важное выступление. Это было 31 июля 1968 года – в день моего рождения. И когда я спела «Огромное небо», то председатель жюри поднялся на сцену и сказал: «Вы завоевали для композитора, для поэта и для себя  за исполнение три золотые медали!» и очень сердечно меня поздравил. Вот тогда я подумала: почему же мне не сказали о том, что будет конкурс? Но потом мне объяснили причину: «Ты – трусиха, ты бы отказалась выступать!». Но если бы я знала, что выступаю на конкурсе, то было бы гораздо хуже, а так получилось – очень естественно!

—  В советское время был очень строгий отбор песенного репертуара: нужно было пройти худсовет, и только после этого исполнять новые произведения. Сталкивались ли Вы с проблемами, когда Ваши песни не хотели пропускать?

Мне, к сожалению, пришлось проходить худсоветы: сдавать программы, показывать песни. Это – очень грустное явление, потому что людям, сидящим в худсоветах, искусство было чуждо – они являлись, в основном, идеологами и, по сути, вводили цензуру. Но со мной у них ничего не получилось, никто не смог меня обидеть, ведь песни «работали» на меня, и всё-таки какое врождённое обаяние заставляло всех этих членов худсоветов и разных комиссий всегда опускать «лапки» и не выступать против меня, так что я хорошо прошла этот этап! Кроме того, у меня был очень большой «козырь»: меня полюбила публика с первого же исполнения польской песни «Autobus czerwony» («Красный автобус»), и это был мой «щит»!

—  Вы во многом были первой: первой в СССР исполнила зарубежную песню на русском языке. (Это была песня «Только ты» автора-композитора и руководителя ансамбля в стиле ду-вап и соул The Platters Бэка Рэма. Прим. автора). Первой сняли микрофон со стойки, стала двигаться на сцене и разговаривать с публикой. Первой стали отмечать на сцене юбилеи творческой деятельности и свой день рождения. В 1997 году своё 60-летие отметили концертом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — впервые в истории города.) Трудно быть «пионеркой», открывая что-то неизведанное?

Вы знаете, у меня никогда не было такой цели – стать «пионеркой»,  я просто жила на сцене, меня никто не направлял, не было режиссёра, который бы говорил: «Делай так, а так – не делай!». Потом подтверждением всего, сделанного мной, стали слова известной певицы Клавдии Ивановны Шульженко. Я у неё спросила: «Клавдия Ивановна, скажите, какой режиссер с Вами работает, что у Вас – такие красивые жесты, что Вы стоите у рояля в такой позе, что не хочется, чтобы Вы сдвинулись с места». Она мне ответила: «Девочка моя, если сердце запоёт, и твоя песня будет его трогать, то и руки будут петь, и глаза, а публика тебе поверит, потому что ты вся будешь в плену твоих песен. Живи песнями!». Я не искала чего-то, мне было очень грустно стоять посередине сцены около микрофона. Я его сняла  и пошла в зал. Я очень волновалась, когда стала петь песню «Огромное небо» про двух лётчиков, которые  погибли в Западном Берлине ради спасения жизни этого города. И перед тем, как спеть эту песню, у меня родилась такая интересная трактовка, т. к.  мне нужно было дать к «Огромному небу» маленький комментарий, что это – случай из жизни, а не кем-то придуман, что это действительно произошло над Западным Берлином. И тогда я поняла, как я хорошо подготовила публику: песню слушали от начала до конца на одном дыхании, а потом был взрыв аплодисментов. Я данный приём – комментировать песни – закрепила за собой, это было обязательно.

—  Многие исполнители взяли Ваш прием на вооружение, в частности, Алла  Пугачёва. Вас часто называют эталоном вкуса. Как в те годы Вам удавалось так элегантно одеваться? Насколько я знаю, тут не обошлось без нашего знаменитого модельера Славы Зайцева?

Да-да, конечно! Когда я выезжала за рубеж с концертами, то нам платили суточные – вообще «копейки»! (Артисты их называли – «шуточные». Прим. автора). И я заходила в магазины распродаж, где продавали ткани просто кусочками, а я скупала эти куски, как говорят: «Голь на выдумки хитра». Затем появилась возможность покупать хорошие ткани в Париже, в Германии. И я привозила их Славе Зайцеву, а он говорил: «Ну, я теперь – Бог, и буду тебе придумывать красивые, божественные платья!». Так оно и было: я просто тянулась к красоте!

—  И самый последний вопрос: в чём секрет Вашего творческого долголетия? Вы находитесь на эстраде 55 лет!!!

Вы знаете, я – не игрок и никогда не заигрывала с публикой. Я выходила на сцену, потому что выступать и петь свои песни для людей доставляло мне радость, а энергетика у меня от природы –очень сильная. Я этой энергетикой завораживала публику, и получался такой энергетический обмен: я им передавала в песне свои чувства, а они своими аплодисментами – снова меня заряжали, и я думала: «Какая я счастливая, вот сейчас взлечу!». Публика любит меня, любит слушать меня. Всё, что трудно, очень просто! В этой простоте и в этом желании дарить свою радость другим людям появилось то, что меня полюбили, и потом уже в 1968 году я стала заслуженной артисткой РСФСР и т. д. А сейчас я просто не жалуюсь: меня все знают, и каждый со мной здоровается. Я иду по улице, а мне говорят: «О – Пьеха! Привет, как живёте?». Я стала своим человеком!

Большое Вам спасибо за то, что Вы смогли выделить время для этой беседы. Я вами восхищаюсь и всегда с удовольствием смотрю по телевидению Ваши концерты. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, а главное – здоровья!

—   Спасибо и всего самого хорошего!

Беседовал Евгений Кудряц

Газета «Вести», декабрь 2012 года

Этот материал подготовлен специально для газеты «Вести».

Фотографии с официального сайта Эдиты Пьехи.

Автор выражает признательность Ирине Алексеевой (Санкт-Петербург) за неоценимую помощь.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий или два