Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

ЗИНОВИЙ САГАЛОВ ДОШАГАЛ ДО МОСКВЫ

Сергей Юрский и Зиновий Сагалов

В мае и июне на сцене московского театра имени Ермоловой состоялись премьерные показы спектакля «Полёты с ангелом», посвящённого жизни и смерти выдающегося художника XX века Марка Шагала. Источником для данной постановки стала пьеса известного драматурга Зиновия Сагалова в постановке народного артиста России Сергея Юрского.

Имя Зиновия Сагалова уже давно очень хорошо известно в театральном мире. Он – автор 20 пьес, а постановки его пьес идут во многих странах – в России, Украине, Израиле и Америке. Многие из них посвящены жизни великих людей – Ильи Репина, Тараса Шевченко, Франца Кафки, Петра Чайковского, Соломона Михоэлса, Сары Бернар, Айседоры Дункан, Марка Шагала, а многие годы его пьесы шли на сценах харьковского ТЮЗа и театра украинской драмы.

27 декабря 1997 года в харьковском театре имени Т. Г. Шевченко состоялась премьера спектакля «Седьмая свеча». Так была озаглавлена дуэтная пьеса «Полёты с ангелом», где главную роль художника Марка Шагала блестяще исполнил народный артист СССР Леонид Тарабаринов. Кроме того, несколько лет назад спектакль по этой пьесе был поставлен и в Штутгарте – в театре под руководством Феликса Харама (Театр-студия Еврейской религиозной общины Штутгарта).

Сергей Юрский в роли Марка ШагалаВ московской постановке (как, в прочем, и в штутгартской) участвует не двое исполнителей, как указано у автора, а гораздо больше, что придаёт действию масштабность. По словам режиссёра-постановщика и исполнителя роли Марка Шагала Сергея Юрского, который играет в спектакле 9(!) ролей «всё, что есть в этой пьесе – это вызов сегодняшнему традиционному ощущению театра, а так как оно у меня крайне мрачное, судя по тому, что я вижу вокруг себя, и рядом с собой, и вдали. Конечно, из этого есть исключения, но в целом тенденция для меня неприменима, однако она принята, и театры сегодня живут, театры наполнены и они привыкают к тому, что для меня является падением, а здесь – вызов, начиная с того, что эта пьеса в стихах!»[1]. Он высокого оценил талант Зиновия Сагалова и сразу же отобрал пьесу «Полёты с ангелом» из числа многочисленных рукописей, которые ему присылают в огромном количестве.

Вот, что пишет о спектакле театральный критик Эмилия Деменцова, побывавшая на премьере «Полёта с Ангелом»:

«Может показаться, что «Полеты с ангелом. Шагал» – дань модному ныне на ТВ жанру байопиков, биографических драм, как свидетельствуют рейтинги, привечаемых публикой. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Но, говоря о Шагале, Сагалов не прибег к переводу с языка «ЖЗЛ» на язык театральный, а нашел новую, особую под стать «особости» своего героя, форму. Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала, и фрагменты малоизвестных его стихов. «Полеты с ангелом. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. На сцене – единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. В гамме спектакля куда больше красок. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. Хотя, исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий, и в спектакле «не одну играет роль». Он и Шагал от мала до велика, и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты, и парижский поэт Сандрар, и суетливый сват – бадхен, и набожный дядя Исроэл, и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. На сцене каждое мгновение – Юрский, обращающийся от имени своих персонажей не к залу, к себе. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Отдельных зрителей подобный прием завораживает…»[2].

С ней вполне солидарна и Мария Седых – автор журнала «Итоги»:

«После спектакля Сергея Юрского «Полеты с ангелом» очень трудно не заговорить сразу высоким штилем. Стихами, даже такими свободными, как написана пьеса Зиновия Сагалова, не умею. А от пафосных рулад удерживают пролитые в финале слезы, сдержать которые не смогла. Прошибло. Собственно, здесь можно было бы поставить точку. Плачущий рецензент – что тот комиссар. Но со слова «точка» спектакль-то как раз только начинается. «Ты хочешь, чтоб я сам поставил точку?» – спрашивает старик, сидящий лицом к мольберту. Мы не видим, что за картина в подрамнике, но узнаем за его спиной сгрудившиеся на заднике домики Витебска, а в музыкантах – уличных клезмеров. Да-да, перед нами – Марк Шагал. Кажется, физически ощущаешь, насколько он погружен в себя. Я бы назвала это эффектом Юрского – умение так сосредоточить на мгновение внимание зала и держать паузу ради того, чтобы мы почувствовали себя здесь и сейчас. Обычно такие мгновения приберегают к кульминации или к финалу. Но режиссеру Юрскому очень важно завладеть публикой сразу. Иначе расслабленная, пришедшая из буфета, она многое прослушает, не уловит жанр. Он не может ее упустить, потому огонь принимает на себя актер Юрский. В спектакле у него множество ролей — от поэта Сандрара до министра Луначарского. Но главная роль – Марк Шагал. Гений играет гения, великий рассказывает про великого? Не играет и не рассказывает. Собеседуют. Один художник, проживающий долгую жизнь в искусстве, с другим, дожившим почти до ста лет. Не надо сопоставлять масштабы, но можно почувствовать близость. Отсюда откровение и пронзительность финала, когда в ответ на заданный в начале вопрос герой взбирается по лестнице туда, где свободно и счастливо летали персонажи его знаменитых полотен, и замирает, воздев руки к небесам.»[3].

Хочется поздравить маститого драматурга с очередным успехом и пожелать ему дальнейших творческих успехов!

"Вестник"!, июль 2013 года

Евгений Кудряц

На фото:

1. Сергей Юрский и Зиновий Сагалов в квартире драматурга.

2. Сцена из спектакля «Полёт с ангелом»: Сергей Юрский в роли Марка Шагала.


[1] Отрывок из интервью Сергея Юрского журналу „Neue Zeiten“ (Сергей Юрский: „Спектакль «Полёты с ангелом» – не биография Шагала, а грёза последней секунды жизни великого художника!. Автор – Евгений Кудряц)

[2] Полностью рецензию можно прочитать на сайте международного театрального агентства «Арт-Партнёр ХХI»: http://www.artpartner.ru/chagall-echomsk

[3] Полностью рецензию можно прочитать на сайте журнала «Итоги»: http://www.itogi.ru/arts-teatr/2013/21/190285.html

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий или два