Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

Максим Поташев: «Меня научили не бояться никаких интеллектуальных вызовов!»

В жизни известный магистр интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» –  культовой  советской, а затем и российской телеигры, которой в этом году исполняется 40 лет, и трёхкратный обладатель «Хрустальной совы» –  воплощение спокойствия, благородной скромности и интеллигентности. Он не только умеет находить нестандартные выходы из сложнейших ситуаций, но и учит этому других в качестве бизнес-тренера. Максим не считает себя интеллектуалом и убеждён, что важны не знания, а умение мыслить.

Maxim

— Максим, как Вы думаете, нужно ли заставлять ребёнка хорошо учиться, если у него нет желания?

Я не верю в эффективность насилия и считаю, что заставить кого-то что-то делать практически невозможно. Принудить можно, но ничего хорошего из этого не получится. История человечества доказала, что рабский труд совершенно не эффективен. С плохой учёбой нужно бороться, но, не насилуя, а заинтересовывая. Я своих детей не заставляю делать то, что им не нравится. Но при этом стараюсь открыть им больше возможностей, рассказываю о том, что можно заняться разного вида искусством, и стоит попробовать себя в каждом, «подсовываю» книжки на разные околонаучные темы, чтобы они поняли, какая область им более интересна, вожу в различные кружки. Но если им не нравится, значит, надо искать что-то другое. Потому что если человек чего-то не попробовал, ему очень трудно понять, что нужно на самом деле. Дети должны ощутить всё многообразие мира, и чем раньше это произойдёт, тем лучше для них, потому что некоторые навыки лучше всего осваиваются в раннем возрасте. Например, чем раньше ребёнок начнёт учить иностранный язык, тем больше шанс, что выучит его хорошо.

— В школе нам постоянно вдалбливали: «Повторенье – мать ученья». А на самом деле?

Всё зависит от того, чему и как мы хотим научиться. Есть вещи, которые необходимо заучить наизусть, и тогда без повторения не обойтись. Это будет один из эффективных способов запоминания. Но это надо делать умело, используя специальные методы. На самом деле в жизни не так много областей, где требуется запоминание больших объёмов информации. Если смотреть с точки зрения обучения, то есть всего две области — медицина и юриспруденция, во всех же остальных – интеллектуальной деятельности гораздо важнее не выучить, а ее понять. И как раз тут повторение не очень помогает.

— Когда Вы поняли, что отличаетесь от других своим интеллектом? И кто повлиял на то, что Вы стали интеллектуалом?

Вообще я такого не понял, и не считаю себя интеллектуалом. Не думаю, что чем-то отличаюсь от других. У меня – достаточно средний интеллект по меркам нашего времени, и я встречал в жизни много людей, которые гораздо умнее меня…

— Что вам помогало и помогает раскрыть возможности своего мозга?

Думаю, как раз то, что я достаточно давно заинтересовался этим вопросом и пытаюсь разобраться, как вообще работает наше мышление. Мне интересно все, что связано с т. н. эвристикой и с техникой решения нестандартных задач. Изучаю это для себя и даже предпринимаю попытки научить чему-то других, трансформируя это в некие технологии, связанные с принятием бизнес-решений.

— У нашего сознания всегда наготове масса ловушек и капканов. Можете назвать самые распространенные из них?

Не буду называть, потому что таких ловушек очень много, про это написаны толстые книжки, и я про это рассказываю в рамках своих семинаров по несколько часов. Я очень не люблю, когда мне предлагают в нескольких словах это все изложить и конкретно сформулировать с примерами большую сложную тему. Это – всегда профанация.

— Вам приходилось преодолевать какие-то барьеры мышления?

Да. Бороться с барьерами мышления на самом деле довольно сложно, и, по-хорошему, эффективных способов до сих пор не придумано, но важно их знать и понимать, потому что «предупреждён – значит вооружен». Даже зная о существовании стереотипов и ловушек мышления, человек, принимая решение в той или иной ситуации, поневоле действует под влиянием такого рода предрассудков и общечеловеческих свойств. Но задумываясь об этом, иногда можно изменить свое решение и выбрать что-то более объективное.

— Вам доводилось переоценивать свои возможности?

Это приходится делать постоянно в том смысле, что я никогда не был узким специалистом в какой-то области. Я занимался в жизни разными вещами, и надеюсь продолжить в том же духе, не хочу фокусировать свою деятельность и свои интересы на чем-то одном и конкретном. Естественно, каждый раз, сталкиваясь с новой темой и задачей, переосмысливаешь свои возможности и способности. К счастью, мне еще в годы учебы в институте вложили в голову очень важную вещь, за что я безмерно благодарен своей «альма-матер»: (Максим – выпускник  факультета управления и прикладной математики МФТИ – Московского физико-технического института. Прим. автора) нет таких задач, которые нам не под силу, если кому-то другому удается их решать. Меня научили не бояться никаких интеллектуальных вызовов, что, несомненно, помогает в жизни.

— Что для Вас было самым сложным в игре «Что? Где? Когда?»

Изменяться вместе с игрой. Сейчас ее делает Борис Крюк, который — во многом прямой преемник создателя и ведущего «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова, он много с ним работал, как никто понимал его подход и принципы, но при этом Борис — все-таки другой человек – со своими особенностями и эстетическими пристрастиями, со своей логикой. Игра – живой организм, она отражает личность автора, и игроки вынуждены подстраиваться и перестраиваться. Это удается далеко не всем, и я знаю массу замечательных людей, которые просто выпадают из «Что? Где? Когда?», потому что не готовы менять себя в соответствии с преобразованиями игры. Мне это тоже дается не очень просто, но считаю это важным и правильным – нельзя жить старым багажом, никогда и ни в чем.

— В ситуации сложного выбора Вам удается принять быстрое и правильное решение?

Считаю это одной из своих сильных сторон. Я умею делать выбор там, где многие испытывают затруднения. Иногда решение бывает неверным, но мое преимущество в том, что я не смотрю назад и не переживаю, если допускаю ошибку.

— Как сохранять хладнокровие и здравомыслие в сложных или даже абсурдных ситуациях?

Этому трудно научиться, но возможно, если ситуацию сложного выбора воспринимать как непростой интеллектуальный вызов, при котором нужно взвесить разные факторы, оценить вероятность различных событий. Это — нелегкая, но весьма интересная задача. И именно осознание того, насколько она интересна, помогает получать удовольствие. Как только вы начинаете испытывать наслаждение, перестаете нервничать, это в итоге и позволяет применить «холодную голову».

— Существует много типов интеллекта (пространственный, вербальный, математический, практический, эмоциональный и т.д.). Человеку нужны знания о своем интеллекте или можно прожить без них?

Каждому из нас необходимо определить свой интеллектуальный тип (для этого есть различные тесты и упражнения), чтобы не только знать о себе как можно больше, но и четко понимать, что для нас лучше, а что — хуже. Эти знания позволяют наиболее максимально использовать сильные стороны интеллекта, а вот более слабые — нужно будет попытаться компенсировать или, по крайней мере, постараться не попадать в те ситуации, которые требуют применения этих сторон.

— Что Вы относите к эффективным стратегиям мышления?

Есть разные техники, позволяющие создавать новые концепции, придумывать новые идеи. В основном, это происходит на стыке сознательной и бессознательной частей мышления. Среди многообразия этих техник можно выделить способы, связанные с поиском аналогий, с ассоциативным мышлением, методы комбинационного мышления, мышления от противного и т.д.

— Как добиться гибкости мышления?

В первую очередь — научиться преодолевать его барьеры, то есть знать и понимать те стереотипы, которые мешают нам придумывать нестандартные творческие решения. Такое знание даёт возможность не попадать в ловушки сознания. Гибкость — это способность смотреть на любую проблему и ситуацию под разными углами и видеть различные варианты выхода.

— Сейчас много говорят о нестандартности мышления и креативном подходе к решению задач. Это — врожденные способности?

Maxim_2 (1)Почему? При желании этому можно научиться! Есть правила, дающие возможность мыслить более креативно, они образуют т. н. креативный цикл, который позволяет нам на определенном этапе подключать подсознание к процессу поиска творческих решений. Только там на самом деле рождаются творческие идеи. Но чтобы подсознание включилось, его надо определенным образом стимулировать.

— Как определить уровень своей интуиции и способствовать ее развитию?

Развить интуицию нельзя, можно совершенствовать свою способность, а  точнее – готовность ее слышать и слушать. Это – как раз тот навык, который нарабатывается, потому что чем чаще человек прислушивается к своему внутреннему голосу и правильно интерпретирует получаемую из подсознания информацию, тем  он эффективнее в дальнейшем сможет действовать на уровне интуиции.

— Чтобы принять правильное решение, нужно слушать чувства или разум?

Всё зависит от того, какова природа той задачи и проблемы, с которой сталкивается человек, какова степень риска, насколько мы обладаем полнотой информации и сколько у нас есть времени на принятие решения. Иногда мозги нужно отключать и доверять чувствам!

Беседовал Евгений Кудряц

«Немецк0-русский курьер», июль-август 2015

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий или два