Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

ЗИГЗАГИ СУДЬБЫ ЗИНОВИЯ САГАЛОВА

Штрихи к юбилейному портрету мастера

19 сентября исполнилось 85 лет прекрасному драматургу, писателю, поэту и публицисту Зиновию Сагалову. В этом очерке я постараюсь «пройтись пунктиром» по творческой биографии этого замечательного человека.

sagalov_portretЗиновий Сагалов родился 19 сентября 1930 года в Тбилиси, но всю жизнь, за исключением нескольких лет эвакуации, провел в Харькове. Его детство и отрочество пришлись на годы Великой отечественной войны, но уже в шестилетнем возрасте Зиновий мечтал о театре. Он устраивал кукольные спектакли для соседей по коммуналке, держа на левой руке негритёнка, а на правой – бабу с лукошком. Шли годы, а мечта о театре никуда не уходила. Молодой человек поступил на отделение журналистики Харьковского университета, которое окончил в 1952 году. По окончании ВУЗа молодого специалиста направили в Сумскую область в Тростянец, находившийся в 3 часах езды от Харькова, в газету «Ленинская правда», однако карьера начинающего журналиста быстро прекратилась. В день, когда вся страна узнала о смерти Сталина, Зиновий поехал в лесничество за хмызом (хворостом). Реакция главного редактора на такое самоуправство была однозначной: увольнение! Уже через месяц в Харьков возвращался никому ничем не обязанный человек.

Но театр всё-таки пришёл в жизнь Зиновия Сагалова: всё началось с написания зонгов для спектакля «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта, а позже переросло в создание оригинальных пьес и инсценировок, которых на сегодняшний день более двадцати. Прежде всего, драматургу интересны известные личности, которые стали главными героями его драматических опусов: Айседора Дункан, Илья Репин, Франц Кафка, Марк Шагал, Пётр Чайковский, Тарас Шевченко, Сара Бернар, Элеонора Дузе, Соломон Михоэлс и другие великие люди.

Его пьесы шли в харьковском ТЮЗе, театре украинской драмы им. Шевченко и в камерном еврейском театре. Кроме того, два моноспектакля – «Три жизни Айседоры Дункан» и «Сёстры Джоконды» – были поставлены в местной филармонии.

На первый взгляд может показаться, что карьера драматурга Сагалова складывалась удачно: спектакли, зрители, успех, но в реальности всё обстояло далеко не так. Не следует забывать, что в советские годы существовала цензура, а выбор тематики пьес также был весьма ограничен. Настоящим прорывом для харьковской сцены стал спектакль «705 дней до Нюрнберга», повествующий о первом трибунале над фашистами, который прошёл в Харькове в 1943 году, хотя «пробить» подобную тему оказалось непросто.

Шли годы, наступила перестройка, жизнь в стране резко изменилась, а вскоре распался Советский Союз. В Харькове, как и по всей Украине, начался процесс самоидентификации, где титульной нации отводилась руководящая роль. Когда драматург принёс в украинский театр пьесу о Лесе Курбасе и Михоэлсе, то его спросили: «Зачем нам нужен этот еврей?». Драматург с той же пьесой пришёл в камерный еврейский театр, но там были готовы взять пьесу лишь в том случае, если в ней не будет Курбаса! И смех и грех!

В данной ситуации драматург Зиновий Сагалов с его пресловутым «пятым пунктом» плохо вписывался в становление новой «незалежной» Украины, в которой всё решали национальные кадры. В те годы над одним из харьковских институтов можно было видеть такой лозунг: „Незалежній Україні національні кадри!»

Понимая сложившуюся обстановку, Зиновий Сагалов принимает непростое для себя решение – ехать в Германию, тем более, что туда уже отправилась его дочь.

В 2001 году драматург с супругой Маргаритой переезжает в ФРГ, но и здесь его подстерегают трудности: Зиновия направляют в небольшой баварский городок Фишах, и ему требуется немало усилий, чтобы, наконец, оказаться на родине Бертольда Брехта – в столице Швабии Аугсбурге.

Казалось бы, о чём можно мечтать, оказавшись в эмиграции в семидесятилетнем возрасте? О том, чтобы отдыхать и наслаждаться жизнью, но такой способ существования для Сагалова оказался неприемлемым: он активно включился в работу, освоил Интернет и создал персональный сайт! Ещё находясь в общежитии, в неблагоприятных условиях, Зиновий заканчивает работу над пьесой о великих театральных актрисах прошлого века – Элеоноре Дузе и Саре Бернар.

В 2001 году в бременском театре «Русская актёрская антреприза» известный режиссёр Семён Баркан ставит спектакль «Последняя роль Соломона Михоэлса» и приглашает автора на премьеру. (Позже, в Штутгарте, Феликс Харам также поставит эту пьесу). А в 2004 году Зиновий Сагалов сам создаёт свой авторский театр „Lesedrama“. По первоначальному замыслу предполагалось, что актёры будут не играть, а читать роли. Но со временем тексты были отброшены, роли выучены наизусть, а в Аугсбурге при еврейской общине возник настоящий русский театр, ставший лауреатом театральных фестивалей в Эрлангене и Санкт-Петербурге.

В театре Сагаловым было поставлено шесть пьес: «Любовные игры Сары и Элеоноры», «Сёстры Джоконды», «Набережная Круазетт», «Не верьте г-ну Кафке!», «Васисуалий и Варвара» и «Последняя суббота». По иронии судьбы «Последняя суббота» стала заключительной работой театра, однако в судьбе драматурга произошёл очередной «вираж» и наступил «Юрский период».

Зиновий Сагалов и Сергей ЮрскийДело в том, что пьесой Сагалова о Шагале заинтересовался Сергей Юрский. Зиновий, естественно, из-за суеверия никому об этом не говорил, ему даже удалось сохранить в тайне приезд Юрского в Аугсбург, где не только состоялось их знакомство, но и прошла совместная работа по доработке пьесы. Знаменитый актёр и режиссёр высоко отозвался о драматурге Сагалове: «ЗИНОВИЙ САГАЛОВ РОДИЛСЯ ДРАМАТУРГОМ! Когда в руках у меня впервые оказалась пьеса незнакомого тогда автора, после прочтения десятка страниц, я сразу набрал номер телефона, обозначенный на последнем листе рукописи, и сказал: — Да! Нравится! Это надо ставить! Такого со мной не случалось никогда. Это была пьеса «Полёты с ангелом, или Седьмая свеча» – ШАГАЛ. Нет, не громкое имя героя меня завлекло (мало ли пишут пьес о великих людях!), и даже не смелость автора, пишущего свободным стихом, шекспировского размера (хотя стихи мне понравились), я доверился течению действительно СОБСТВЕННЫХ мыслей персонажей, поверил, что они действительно ЖИВУТ в «волшебной коробочке» театра. Уже живут! Независимо от того поставлю я этот спектакль, или не поставлю, даст мне Судьба сыграть Шагала и его прозрение в последнюю минуту жизни, или звёзды не сойдутся. Событие случилось – я узнал Драматурга!».

22 мая 2013 года в Москве состоялась премьера спектакля по пьесе Сагалова «Полёты с ангелом» в постановке Сергея Юрского.

Зиновий Сагалов работает не только в драматургическом жанре: в его арсенале – стихи, тексты песен, крупная проза, эссе и публицистика. В творчестве драматурга большую роль играет еврейская тема, а его очерк «Разбойник Лазарь» был опубликован в «Еврейской панораме» в марте 2015 года. Ему подвластны все жанры – от драмы – до мюзикла, пьесы Сагалова идут в странах СНГ, Израиле и США.

В 2013 году вышла книга воспоминаний «Действующие лица», а к юбилею – трёхтомник: «ТЕАТР ИКС», «Дело „Джоинт, или Шуба для палача» и «ТАМБУРМАЖОР».

Евгений Кудряц

Газета «Еврейская панорама», сентябрь 2015 года

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий или два