Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

Харьковчанин – слово планетарного масштаба

После развала Советского Союза, когда царили хаос и неразбериха, те, кто мог, уехали из страны и теперь живут в Израиле, Соединенных Штатах, Канаде, Германии… Я тоже в 1997 году сделал выбор в пользу ФРГ.

Почему-то многим кажется, что за рубежом не жизнь – малина. Никто не спорит: общий уровень жизни действительно намного выше, чем в постсоветских странах, но он вовсе не исключает множества проблем различного рода. Прежде всего – языковой барьер. Не всем удается сходу его преодолеть, особенно пожилым. Да и вообще – жизнь в немецком окружении не всем кажется идеальной.

Главное состоит в том, как человек себя позиционирует. Я хочу рассказать о том, как и в солидном возрасте можно реализоваться на чужбине. Читателям, вероятно, известно имя драматурга Зиновия Сагалова, чьи пьесы с большим успехом идут на сценах отечественных и зарубежных театров. Сагалов приехал в Германию, когда ему было больше 70-ти лет. Казалось, отдыхай, наслаждайся жизнью, забудь о работе. Однако Зиновий пошел другим путем: организовал авторский театр, где теперь трудится главным режиссером, художественным руководителем и драматургом.

Вначале предполагалась, что актеры будут не играть, а читать роли, поэтому театр назвали Lesedrama (От немецкого глагола «lesen» – «читать»). Однако в процессе работы над первой пьесой, «Сестры Джоконды», мало-помалу необходимость в чтении отпала, и родился настоящий театр.

Сейчас в его репертуаре четыре пьесы, пятая в работе – и от всей души хочется пожелать Зиновию дальнейших творческих успехов в его новых постановках.

sagalov

Эмигранты

Харьковчане поселились во многих странах мира, в том числе и в Германии. Не так давно сюда переехал знаменитый детский поэт Вадим Левин, автор «Глупой лошади» и текста песни «Куда уехал цирк». Здесь живут юморист Герман Шмеркин и художник Владимир Ландкоф, а в Нюрнберге обосновался мой коллега по хоровому цеху Вадим Бриллиант. Харьковчане по числу эмигрантов уверенно занимают первое место. Иногда мне кажется, что вообще весь Харьков выехал за границу: в США, Израиль, Канаду, Австралию, Германию. Нас тут узнают по знаменитому украинскому «гэ», которое никак не вытравляется и никуда не исчезает.

Одним из развлечений «наших» можно назвать еженедельные походы на блошиный рынок. Там можно и дешево скупиться, и пообщаться с «коллегами»-эмигрантами. Самый большой дефицит на чужбине – это общение. Особенно тяжело приходится одиноким людям, чьи родственники проживают в другом городе или вообще за рубежом. Самое парадоксальное заключается в том, что «наших людей» меньше всего интересуют политика и экономика Германии. Зато за новостями России, Украины и других стран СНГ тут следят в оба глаза. Благодаря спутниковым тарелкам информация о событиях на бывшей Родине мгновенно распространяется среди эмигрантов, а затем активно обсуждается.

Почему-то принято считать, что эмиграция – рай на земле. Я с удовольствием придушил бы того, кто распространил и внедрил в сознание людей этот тезис, который так же далек от действительности, как декабристы от народа. Начнем с того, что каждый новоприбывший не вправе требовать для себя тепличных условий. «Принимающая сторона» не делает никакого различия между академиком и слесарем, однако совковая психология начинает бурно протестовать: как же так? На Родине меня уважали, кланялись в пояс, а тут я никто и фамилия моя – никак?

Со стороны это выглядит довольно забавно, но факт остается фактом – «непризнанные гении», особенно преклонного возраста, не могут понять очевидного. А именно: былые заслуги (нередко и мнимые) тут никого не волнуют, в том числе и других эмигрантов. Если на новом месте сможешь себя проявить – честь тебе и хвала, в противном случае начинается постоянное брюзжание.

Как-то просматривая многочисленные объявления, я обратил внимание, что многие девушки и женщины из стран СНГ очень хотят выйти замуж за местных немцев и навсегда покинуть родные просторы. К сожалению, такие невесты не знают о том, что их, скорее всего, ожидает судьба Золушки, причем не в финальном варианте знаменитой сказки, а в прологе – стирка, готовка, уборка. О внутреннем и богатом мире можно забыть, да и менталитет «бюргеров» очень отличается от нашего.

Культурная жизнь в некрупных городах тоже мало радует, хотя многое зависит от нашей инициативы, ведь никто ничего не приносит на блюдечке с золотой каемочкой. Не последнюю роль в этом должны играть и еврейские общины. Я рад, что у нас в городе имеются определенные положительные сдвиги в этом направлении.

Так называемое «общение» с Родиной осуществляется по почте или по телефону. Молодежь выбирает более «продвинутые» средства вроде электронной почты, хотя существуют и некоторые исключения. Сегодня компьютер перестал быть чем-то экзотическим, поэтому его «услугами» пользуются не только молодые, но и пожилые, так как век электрических машинок подошел к концу.

Ностальгия

Честно говоря, я не знаю почему, но так уж повелось, что понятие «эмиграция» неразрывно связывают с ностальгией. Уточняю: дело в том, что существует большая разница между современными эмигрантами так называемой «четвертой волны» и уехавшими намного раньше. Тех, кто уезжал навсегда из Советского Союза, автоматически (за большие деньги) лишали советского гражданства, тем самым лишая возможности когда-либо увидеть Родину. Таким образом, сама собой складывалась ситуация полного разрыва с бывшей Отчизной. Что оставалось эмигранту? Только вздыхать и ностальгировать. Сегодня никто никого не лишает гражданства, поэтому каждый эмигрант может посещать Родину, а это значит, что ни о какой ностальгии нет и речи. Кроме того, несколько русскоязычных каналов и Интернет позволяют получать актуальную информацию о странах СНГ и, в частности родном Харькове. На сайте www.odnoklassniki.ru автор даже создал группу харьковчан (независимо от их нынешнего места жительства), где можно не только обмениваться мнениями, но и получать информацию из первых рук. Не могу сказать, что все эмигранты регулярно ездят на Родину, но такая тенденция есть. Лично меня этот вопрос не интересует, так как мне в Харькове делать нечего, да и, честно говоря, до сих пор, хотя уже прошло 11 лет, осталась обида на то, что меня фактически выдавили из страны, не дав возможности творчески реализоваться. В Харькове началась моя журналистская карьера, но смог бы я, живя в этом городе, взять интервью у Олега Попова, Фридриха Незнанского или Чингиза Айтматова? В ФРГ я не связан с каким-либо печатным изданием и могу сотрудничать с любыми СМИ, в том числе и за пределами страны. Не буду лукавить, что моя заграничная жизнь протекает беззаботно и легко, но, во всяком случае, у меня есть возможность для самореализации.

Сейчас в нашем глобальном и непростом мире все перемешалось: границы стали прозрачными, поэтому само понятие «эмигрант» потеряло былое значение и утратило горечь. Мы все, независимо от нынешнего места жительства, – дети Земли, в каком бы уголке планеты ни находились. А город, в котором родился, вырос, учился и жил долгие годы, всегда остается в сердце.

Евгений КУДРЯЦ, Германия, Аугсбург


газета «Новый день» (Харьков)

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий или два