Это опция возвращает прежний вид Главной страницы Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить Евгений Кудряц: Интервью со знаменитыми людьми Главную.

Борис Клюев: «С моей внешностью трудно сыграть председателя колхоза где-нибудь в Рязани!»

Наши читатели прекрасно помнят многосерийный телефильм «ТАСС уполномочен заявить...», в котором снялось целое созвездие советских актеров. Отрицательную роль шпиона Трианона сыграл в этой ленте актер Борис Клюев. Накануне юбилея Борис Владимирович любезно согласился пообщаться с нашим корреспондентом и вспомнить наиболее яркие эпизоды творческой биографии.

boris_kljuev— Уважаемый Борис Владимирович, ваша биография состоит всего из трех строк: «Родился 13 июля 1944 года. Народный артист России (2002). С 1969 года, по окончании Театрального училища имени Щепкина, – в труппе Малого театра». И как можно подсчитать, этот год для вас юбилейный – 65 лет со дня рождения и 40 лет работы в Малом театре. Как вас – молодого актера – встретила труппа этого прославленного коллектива?

— Вы знаете, в то время было намного сложнее, чем сегодняшней молодежи. Сейчас молодежь приходит в театр и сразу получает роли, а в наше время нужно было три года отработать в массовках. Редко-редко, когда кому-то что-то удавалось сыграть. Правда, мне повезло, – Леонид Викторович Варпаховский меня сразу занял в спектакле «Так и будет», и я сыграл роль Сергея Синицына. Это было для меня очень важно.

— Как у вас сложились отношения со «стариками»?

— Они меня встретили очень доброжелательно, сначала присматривались ко мне, а впоследствии сказали: «У тебя все впереди!». И относились (конечно, не все) достаточно лояльно, а потом, когда я срочно ввелся в спектакль «Дачники» – это был знаменитый спектакль, поставленный Борисом Бабочкиным, и в нем были заняты все ведущие артисты Малого театра, то мне дали играть роль любовника героини Элины Авраамовны Быстрицкой. А она в то время была яркой звездой, только сыграла Аксинью в «Тихом Доне». И после этого спектакля меня «приняли», потому что, когда я вышел на сцену и что-то сказал, зал встретил меня аплодисментами. Корифеи очень удивленно посмотрели на меня и стали считать «своим».

— Когда вы поступили в труппу театра, то главным человеком в Малом театре был Михаил Иванович Царев...

— Нет, в это время он еще не занимал должность директора, являясь рядовым артистом. Главным режиссером был Варпаховский, а затем уже этот пост занял Борис Равенских.

— Кстати, возвращаясь к Цареву, я с любопытством узнал, что в фильме «Братаны» фамилия вашего персонажа – Царев, правда, его зовут не Михаил, а Виктор! Какие наиболее яркие театральные работы последнего времени с вашим участием вы могли бы отметить?

— У меня были две очень мощные премьеры – это «На всякого мудреца довольно простоты», где я играю роль Крутицкого, и спектакль по пьесе Моэма «Любовный круг», где я играю лорда Портеса с Элиной Быстрицкой. Как видите, мы теперь с ней вечные партнеры.

— Сейчас мы поговорим немного о кино. Как известно, мегапопулярность вам принес многосерийный телефильм «ТАСС уполномочен заявить...», где вы сыграли роль шпиона Трианона. Говоря в самом начале беседы о юбилеях, я не сказал, что в 2009 году этому знаменитому теледетективу исполняется 25 лет. Как вы попали в этот многосерийный фильм, что можете сейчас вспомнить об этой работе, спустя долгие годы?

— Я хочу сказать, что у этого фильм была не такая простая судьба. Сначала планировалось всего три серии, и эту картину должен был снимать режиссер Борис Григорьев на студии им. Горького, где снимались фильмы «Петровка-38» и «Огарева-6». Григорьев был известным режиссером в жанре детектива, но так как картина посвящалась работе КГБ, то ее курировал сам Ю. Андропов (бывший глава КГБ СССР. Прим. автора), а консультантам картины – Геворкову и Боярову не понравился отснятый материал абсолютно с другими артистами. Если говорит об мне, то мой герой – молодой интеллигентный МИДовский работник, и это было в первую очередь важно. Так получилось, что меня утвердил на роль и Григорьев, хотя пробовалось очень много артистов, а в последствии и Володя Фокин, который снял эту картину, сделал из трех серий десять, и очень многое переписал, так как Юлиан Семенов довольно быстро отстранился от этого проекта. А мне все было очень интересно, потому что мой консультант – полковник Перетрухин непосредственно вел моего героя в жизни, и Игорь Константинович предоставил мне его дневники, фотографии, очень много рассказывал о моем герое. Скажу честно: в самом начале съемок мне не очень нравилась эта роль, но другой работы на тот момент не было, поэтому я и согласился. А затем все это совершенно непонятно выросло в удивительную картину, и я вам открою маленький секрет. На телевидении была передача, посвященная «ТАССу», на которую меня не пригласили. Я позвонил и выяснил, что пришло три мешка писем, и два из них посвящены Трианону, и если меня выведут в прямой эфир, то телефон просто оборвется! Кстати, мою роль в фильме существенно подрезали, так как мой герой был отрицательным и получился очень ярким. А роль дублера, которую я также сыграл в фильме, занимает намного больше времени, чем роль Трианона!

— И можно сказать, что после выхода фильма на телеэкран «вы проснулись знаменитым»? Как вы почувствовали, что стали популярным артистом?

— Телесериал показывали летом, а в сентябре мы поехали в Алма-Ату, где в университете была встреча со студентами. Зал был переполнен, в первом ряду сидели народные артисты, мы сидели во втором ряду, а совсем юные – в третьем. И началось преставление артистов. Назывались их звания и регалии, они вставали, а зал аплодировал. Потом перешли ко второму ряду, и как только произнесли мою фамилию, весь зал взорвался, — это была просто атомная бомба, — шквал аплодисментов. Весь первый ряд повернулся и очень долго с большим недоумением смотрел в мою сторону...

— Сегодня в течение дня я несколько раз пытался с вами связаться, но вы были заняты работой со студентами. Расскажите, пожалуйста, о вашей преподавательской деятельности, как у вас проходит общение с современной молодежью.

b_k— Я очень давно занимаюсь преподавательской деятельностью, меня практически сразу же оставили после окончания. Для студентов я – авторитет, сэнсэй (яп. — букв. «рождённый раньше», преждерожденный, в Японии – вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или существенно старшему по возрасту человеку. Прим. автора) и учитель. Ко мне все обращаются с уважением в голосе и подобострастием, и больше никаких выяснений отношений нет. Они меня уважают, любят, я с ними ПРЕ-ДЕЛЬ-НО честен во всем, что касается профессии. Я очень строгий, и им это очень нравится! Мы с вами сегодня не могли договориться из-за того, что студенты меня просто не отпускали! Я уже сам опаздываю, бегу, а они по дороге меня встречают, бегут, говорят, просят, чтобы я сделал замечания. Знаете, меня это подкупает – желание работать! Да, они другие, — люди нового времени, и к этому надо очень спокойно относиться, но так же любят и ненавидят, так же обманывают педагогов. У меня есть интересная картотека – я собираю все докладные записки, которые студенты мне пишут, почему они прогуляли или опоздали, а на четвертом курсе я им их отдаю. Они так смеются, но не понимают, что каждые четыре года происходит одно и то же, это касается и «содержания» докладных записок.

— Как вы думаете, не является ли актер из-за своей характерной внешности заложником одного типажа? Можно ли вырваться из этого порочного круга?

— Тут все зависит от артиста и от его способностей. Да, конечно, принимают по одежке, а провожают по уму. Естественно, с моей внешностью трудно сыграть председателя колхоза где-нибудь в Рязани. Это понятно, и амплуа еще никто не отменял, но в советское время, кроме немцев и интеллигенции или каких-либо эсеров, я больше ничего не играл. Но как только появилось понятие «порода», тут же все сразу вспомнили обо мне. Я переиграл огромное количество графов, маркизов и т. д. Эта востребованность есть, и когда на меня надевают эсэсовский мундир, конечно, это красиво! Немецкая форма идет любому мужчине, а я в ней выгляжу эффектно! Когда враг уже сложный, это всегда интересней. Раньше все было примитивно, а сейчас по-другому.

— Но в первый раз фашисты были показаны не примитивными и глупыми противниками в сериале «17 мгновений весны».

— Да, с тех пор стало появляться серьезное кино, а до этого был такой стереотип – показ примитивного и глупого врага на советском экране!

— Какие фильмы с вашим участием можно будет увидеть в ближайшее время?

— Закончены два фильма – «По следу Феникса» и «Общая терапия-2», сейчас я приступаю к съемкам в фильме «Братаны», о котором вы уже сегодня упомянули. Так же скоро выйдет большой американский сериал «Раймонд», где я играю роль отца семьи – отставного военного. Это по жанру – комедия.

— И самый последний вопрос: что бы вы могли пожелать нашим читателям в такое непростое, кризисное время?

— Вашим читателям я могу пожелать только одного: здоровья, юмора и любви! Остальное все прикладывается!

— Большое спасибо вам, дорогой Борис Владимирович, за этот интересный разговор!

— Большое спасибо и вам, Женя!

Беседовал Евгений Кудряц

Интервью опубликовано в газете «Европеец» (Голландия) в сентябре 2009 года.

Это интервью на сайте кино-тетр.ру

Это интервью на сайте Малого театра
GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Один комментарий

  1. Диана:

    Класс!

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...

Оставить комментарий или два